Первым условием для благочестивого воспитания детей является молитва о них родителей. Молитва начинается с веры, а вера содействует делам, и делами вера достигает совершенства, говорит апостол Иаков.
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Просите и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 2: 14; 1: 3).
В чем же заключается добро и о чем, прежде всего, необходимо молиться родителям?
Для всякого человека нет большего блага, чем становление его души в единении с Богом. «Благо следовать Господу» (Сир. 46: 12). Когда мы проявляем заботу о теле ближнего: кормим, одеваем, врачуем болезни — это тоже благо, но несравненно большее благо делает тот, кто заботиться о спасении его души, о поставлении его на узкий путь следования за Христом. Наша церковь — школа любви ко Святой Троице, к людям, пюбви молитвенной и действенной. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь пюбовь между собою» (Ин. 13: 35). «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4: 7), поэтому на земле она называется еще Воинствующей: не нападающей, но защищающей эту любовь. «Сражусь с ними мечом уст моих» (Откр. 2: 16). Святые отцы Церкви учат, что мечом, которым достигается победа в этом противостоянии, является молитва, и основное стремление родителей должно быть направлено на воспитание в ребенке воина, вооруженного этой молитвой любви. Но, чтобы научить его молитве, надо сначала самому научиться крепко держать в руках этот меч.
«Много может усиленная молитва праведнаго» (Иак 5: 1.6). Горячая любовь рождает горячую молитву, а горячая молитва не останется не услышанной Богом. Святые отцы предупреждают: «Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианской», как бы горяча ни была та молитва, она всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). И эту молитву Господь исполнит в своё время, но не всегда нам дано знать, когда придем это время; иногда Господь допускает временные падения ребенка для того, чтобы удержать его от еще больших заблуждений.
Молитвами и слезами своей матери Моники был спасен блаженный Августин и стал впоследствии в ряды великих учителей Церкви.
Епископ Нифонт Кипрский пишет: «Многие, живущие в мире… в грехах не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой-то причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния!». В Священном Писании говорится: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и творящии милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх. 20: 5, 6).
Поэтому при страдании ребенка необходимо спросить свою совесть: не за мои ли грехи эти страдания? И чаще всего оказывается, что единственным средством, для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей. Святитель Феофан Затворник о материнстве говорит, как о мученичестве и подвиге. Особенно если родители все свои силы отдают на то, чтобы воспитать свое чадо в Боге.
Родителям нужно знать, что:
Брак должен быть благословлен родителями и освящен церковью в таинстве венчания.
По возможности воздерживаться от супружеских отношений накануне Причастия, среды, пятницы, воскресенья, особых праздничных дней православного календаря. Во время многодневных постов (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).
Имя младенцу нарекается по святцам в календаре, в 1 или 8 день по рождении, или нарекается имя того святого, которого особо почитают в семье; по этому имени ребенку дается святой Покровитель;
По рождении ребенка, на 40-й день, женщина должна прийти в храм и получить от священника разрешительную молитву, которая даст ей право вновь посещать храм и приобщаться Святых Христовых Таин.
Ребенка можно крестить в любое время года; при Крещении ребенку дается Ангел Хранитель который будет защищать его от всех житейских невзгод, а по смерти предаст его душу в руки Господа;
Чтобы ребенок был здоров, его нужно как можно чаще причащать Святых Христовых Тайн;
Преподобный Серафим Саровский благословлял причащаться Святых христовых Тайн во все двунадесятые праздники, в день своего святого (Именины), и в День своего Ангела Хранителя (день Крещения);
Утро начинать с выполнения молитвенного утреннего, с принятия натощак просфоры и крещенской воды; а вечером — вечернего правила;
Не желательно садиться за стол без молитвы, не осенив трапезу крестным знамением;
По правилам христианской жизни, в дни радости и скорби, заказывать молебны, подавать заказные записки о здравии и об упокоении, заказывать панихиды;
Необходимо в воскресенье благодарить Бога за прожитую неделю и испрашивать благословение на грядущую;
Жизнь, счастье, спасение детей зависит, прежде всего, от нас их родителей. Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь «в поте лица», идя «узким путем», постараемся спасти себя покаянием, моли твой и «стяжанием Духа Святаго Божия», а через это мы спасем и себя, и своих детей.
На деле исполним родительскую любовь – прибегнем к Богу в теплой, постоянной, усердной молитве о даровании нам мудрости.
«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).
Нужно ли молиться за детей?
Это равносильно тому, что спросить: «Нужно ли кормить детей?»
Пища для души, пища для тела… Тело умрёт, а душа останется, с чем она останется?
Однажды к батюшке Серафиму пришла женщина с дочерью и пожаловалась, что та не молится, на что преподобный ответил: «Ты молись за нее».
Молитва, навык к молитве, святые небесные покровители семьи передавались из поколение в поколение. Преподобный Серафим для жизни молитву считал такой же необходимостью как воздух. Для тех, кто очень занят или немощен, он оставил молитвенное правило которое получило название «Правило преподобного Серафима»:
Отче наш: Трижды.
Богородице Дево, радуйся: Трижды.
Символ веры: Единожды.
При этом святой старец пояснял, указывая опыт святых отцов, что если христианин держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигну высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина:
Первая, как слово Самого Господа и оставленная Им в образец всех молитв;
Вторая принесена с неба Архангелом приветствие Пресвятой Деве;
Последняя же заключает все Догматы.
Будем помнить слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется!»
Молитва Симеону Богоприимцу о покровительстве и исцелении младенцев
О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.