«… пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19, 14)
Господь повелел Своим Апостолам не мешать детям приходить к Нему (Мк. 10.14). Не будем же и мы преградой для получения и нашими детьми вечно текущей Благодати Христа. Будем послушны Его призыву и призыву Его Церкви и будем как можно чаще приносить наших детей ко Христу.
По обычаю Церкви, первый раз мы приносим их ко Христу на восьмой день по рождении. В этот день в таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом.
В таинстве Миропомазания, следующим непосредственно за Крещением, Господь усыновляет ребёнка Себе, даруя ему благодать, которая ставит его, по словам апостола Петра, в число «рода избранного, царственного священства, народа святого» (1 Пет. 2, 9). В Ветхом Завете миропомазание совершалось лишь над царями и пророками; в Новом — «царственное священство» даровано каждому христианину.
Жизнь требует питания для своего поддержания. Требует его и зародившаяся в крещении духовная жизнь ребёнка. Господь дарует его питание в таинстве Причащения.
Как следует часто причащать ребёнка?
Господь призывает к этому за каждой литургией: «Приимите, ядите…» И если мы, взрослые, по своему недостоинству и неподготовленности не можем дерзать частого приобщения Тела и Крови Христовой, то для невинных младенцев этого препятствия не существует. «Сколько можно часто приобщайте детей Св. Христовых тайн», — советует святитель Феофан Затворник. Поэтому причащать младенцев надо во время каждой литургии, на которой могут присутствовать родители, и по возможности не реже, как каждый праздник и воскресенье.
Благодать Причащения Тела и Крови Господа необычайна: она взращивает, исцеляет и укрепляет ребёнка духовно и физически. Поэтому частое причащение ребенка — залог его духовного и телесного здоровья.
По свидетельству одного доктора, ему редко приходилось прибегать к лекарствам в отношении тех детей, которых часто носили к причащению.
С причащением иногда связываются случаи чудесного исцеления детей. Так известный учитель церкви св. Андрей Критский (автор канона, читаемого Великим постом) в детстве долго не говорил. После горячей молитвы родителей об исцелении узы его языка разрешились во время причащения Святых Тайн.
По наблюдениям святителя Феофана Затворника, «в тот день, когда причащается дитя, с оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений… И иногда оно исполняется радостью и игранием духа, в котором готово всякого обнимать, как своего».
При этом не стоит относиться к причащению как автоматическому действию. В Церкви ничего не бывает автоматически. Нельзя превращать ребёнка в поглотителя Святых Даров. За младенца, который не может сам прочитать молитвы ко причащению и после причащения, должны молиться его родители.
По обычаю Церкви, желательно, чтобы младенец, начиная с 4-х лет, уже не вкушал с утра пищи или питья до причащения.
По мере его возрастания надо приучать его к молитве. Для малых детей изданы специальные детские молитвословы.
В возрасте 7 лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки. С этого времени духовная одежда его начинает покрываться греховными пятнами. Перед причащением отрок должен исповедываться.
Мы стараемся воспитать в ребёнке физическую чистоплотность. Несравнимо большее значение имеет воспитание в нём духовной чистоплотности — воспитание потребности смывать всякий грех, всякое пятно на своей духовной одежде в таинстве покаяния — исповеди, обычно предшествующей Причащению.
Хорошая привычка — это духовный капитал. И если ребёнок с детства привыкает испрашивать себе прощение за вину вначале перед родителями и близкими, а с 7 лет также и на исповеди — то душа его сохранится чистой на всю жизнь. С того момента, как ребёнок научился писать, следует приучать его записывать свои грехи, чтобы исповедь была цельной и содержательной.
При подготовке к исповеди нужно предложить ребёнку вопросы относительно таких грехов, которые свойственны детям его возраста. Нужно быть очень особо осторожным в вопросах относительной седьмой заповеди Закона Божия (не прелюбодействуй), говоря об этом в самой осторожной и деликатной форме, чтобы лишними словами не оставить на детской совести никакого грязного пятна.
Для подготовки к исповеди можно предложить ребёнку ряд вопросов для самостоятельного и тайного ответа на них.
Начиная с отроческого возраста, дети могут причащаться (и исповедоваться) реже, но, по возможности, не реже, чем один раз в месяц, а также по большим праздникам. Эта норма была заповедана преподобным Серафимом дивеевским сестрам.
Следует помнить слова преподобного Макария Великого одной болящей женщине: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не приобщалась Святых Тайн». Указанная норма причащений (1 раз в месяц) может быть изменена по согласованию с духовными отцами в сторону более частого причащения.
Разумеется, дети, приступающие к таинствам, должны понимать их сущность и передаваемую через них Благодать. Об этом следует вести с детьми беседы и, по мере возрастания, углублять в них понятия о значении таинств.
Причащение детей
- Молитва о детях
- Таинства церкви